«Современные здоровьесберегающие технологии»
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Охрана жизни и здоровья детей в настоящее время является одной из наиболее важных и глобальных проблем. Большое внимание этой проблеме уделяет наше государство. Межрегиональная общественная организация созданная по указу президента «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ» утверждает, что основой цивилизации является - здоровый физически и духовно развитый человек.
Здоровая нация - безусловный признак сильного государства. Здоровье нации формируется и поддерживается с помощью медицинских услуг, широкого распространения физкультуры и спорта, здорового образа жизни, правильного питания, искоренения вредных привычек, создания экологически чистой и ухоженной среды обитания, возможностью безопасно и созидательно жить.
Заботиться о здоровье будущего человека необходимо уже тогда, когда он находится еще в принатальном периоде, т.е во чреве матери. Главная задача родителей вырастить жизнерадостного, крепкого, физически развитого малыша, а наша с Вами задача всячески содействовать семьям в этом направлении. Так как, полноценное психическое, физическое развитие, здоровье ребенка – это основа формирования личности. И в этом педагогам помогают здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, обучения и развития. То есть это целостная система физкультурно-оздоровительных, коррекционных и медико-профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия между педагогом и ребенком, между родителями и детьми, между медицинскими работниками и детьми. Все субъекты образовательного процесса взаимосвязаны между собой.
* Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. (игровая, трудовая, учебная, )
* Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ . (нетрадиционные формы проведенияООД по ФЗК, утренняя гимнастика с использованием нетрадиционных предметов, проектная деятельность).
* Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
* Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.)
* Совершенствование физических качеств и обеспечение достаточного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
* Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
* Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Цель: охрана жизни и здоровья каждого воспитанника.
Задачи: • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей; • сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности; • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у воспитанников;
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ 1. Медико-профилактические · Организация мониторинга здоровья дошкольников · Организация и контроль питания воспитанников · Организация и контроль физического развития детей · Организация и контроль закаливания детей · Организация и помощь в обеспечении требований Сан ПиН · Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
Здесь представлены здоровьесберегающие технологии – требования со стороны администрации педагогов и медперсонала. Давайте вместе дополним этот список в контексте работы с детьми. Медико-профилактические.
2. Физкультурно-оздоровительные
* Технологии сохранения и стимулирования здоровья: * Технологии обучения здоровому образу жизни: * Технологии сохранения и стимулирования здоровья: * Ритмопластика * Динамические паузы (физминутки) * Подвижные и спортивные игры * Пальчиковая гимнастика * Гимнастика для глаз * Дыхательная гимнастика * Гимнастика после дневного сна * Точечная терапия * Рижский солевой метод закаливания. * Технологии обучения здоровому образу жизни: * Утренняя гимнастика * Физкультурная ООД * ООД из серии «Азбука здоровья» * Самомассаж * Активный отдых
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
В эту группу входят технологии развития психических процессов и коррекции имеющихся у детей отклонений от нормы. То есть, технологии, которые применяет в своей работе педагог – психолог.
Технологии музыкального воздействия - Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом Арттерапия снимает напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Релаксация – Используется для снятия напряжения. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Педагогам в работе с детьми в ДОУ необходимо стремиться к полной реализации в жизни каждого ребенка трех моментов: - полное удовлетворение потребности в движении - обеспечение условий для преобладания - положительных эмоциональных впечатлений - достаточной индивидуальной умственной нагрузки
В итоге используемые в комплексе в режиме дня здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Здоровый ребенок - это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. И мы с Вами знаем, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами,
|